ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»
Горячая линия
(812) 305-09-09

ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» обеспечивает питьевой водой 5,2 млн человек и десятки тысяч предприятий и организаций. Еще одна задача Водоканала – собрать и очистить сточные воды.

С 2013 года на территории очистных сооружений поселка Репино в Курортном районе Санкт-Петербурга проходят реабилитацию ластоногие, попавшие в беду, – серые тюлени и кольчатые нерпы (балтийские и ладожские).

10 октября 2013 года завершен крупнейший экологический проект - строительство Главного канализационного коллектора северной части Санкт-Петербурга

С 28 июня 2011 года Санкт-Петербург полностью выполняет рекомендации Хельсинкской комиссии по защите Балтийского моря

В июне 2009 года с территории петербургского «Водоканала» был вывезен последний баллон с жидким хлором

По данным Роспотребнадзора, за последние 8 лет заболеваемость гепатитом А в Петербурге снизилась в десятки раз

В Москве обсудили план снижения сбросов в централизованную систему водоотведения

06.03.2019

28 февраля в Совете Федерации РФ, на базе Комитета по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, состоялось совещание, посвященное обсуждению обновленного регулирования экологической части водоотведения, вступившего в силу с 01.01.2019. В фокусе внимания участников обсуждения оказался законопроект, подготовленный Законодательной Думой Томской области, направленный на изменение содержания плана снижения сбросов – перечня мер, предпринимаемых абонентом для приведения качества сточных вод, сбрасываемых в централизованную систему водоотведения (ЦСВ), в соответствие с установленными для него нормативами.

План снижения сбросов – один из вновь введенных механизмов правового регулирования водоотведения. Однако уже сейчас возможность его практического применения вызывает массу вопросов как у представителей профессионального сообщества организаций ВКХ, так и у абонентов, в большинстве своем представителей сферы промышленного производства. Именно в интересах промышленников законодатели Томской области в рамках своей инициативы предложили ввести альтернативу плану снижения сбросов – участие хозяйствующего субъекта в модернизации очистных сооружений, входящих в состав используемой ими ЦСВ. Подобный подход направлен на исключение обязанности хозяйствующих субъектов обеспечивать возведение и эксплуатацию локальных очистных сооружений, призванных устранять из сбрасываемых в ЦСВ сточных вод специфические промышленные загрязнения.

Инициатива томских законодателей не нашла поддержки среди участников совещания. В своем выступлении представитель ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» – заместитель генерального директора-директор по правовому обеспечению Марина Викторовна Гассий отметила противоречие рассматриваемой инициативы основам правового регулирования охраны окружающей среды, одним из принципов которого служит обоснованное сочетание экономических и экологических интересов участников регулируемых отношений. Кроме того, по ее мнению, подобная альтернатива откроет путь к «легализации» нарушений требований к качеству сточных вод, что неминуемо повлечет за собой не только нанесение ущерба интересам организаций отрасли ВКХ, но и поставит под угрозу экологическое благополучие целых регионов, поскольку никакой, пусть даже самый высокий платеж, вносимый в фонд развития очистных сооружений в составе ЦСВ, не сможет заменить реальных мероприятий по очистке сточных вод от специфических загрязнений.

Необходимо отметить, что Марина Викторовна Гассий является членом экспертного совета при Комитете Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию. В этом статусе она уже не раз высказывала свою точку зрения на проблемы развития отраслевого регулирования сферы ВКХ и охраны окружающей среды. В ходе своего выступления в рамках прошедшего совещания она также отметила, что статус Плана снижения сбросов как правового механизма не может быть объектом полноценного исследования, пока не будут разрешены ключевые проблемы, связанные с взаимодействием между организациями ВКХ, их абонентами и природоохранными органами.

Доводы Марины Викторовны Гассий подтвердил еще один представитель ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» – директор Департамента анализа и технологического развития систем водоснабжения и водоотведения Ольга Николаевна Рублевская. В своем выступлении докладчик, опираясь на опыт Санкт-Петербурга, рассказала, к каким последствиям может привести устранение системного государственного регулирования вопросов обеспечения безопасности сточных вод и его замена механизмами экономического характера. Так, в период с 2013 по 2018 годы (период, когда фактически не применялось, а на определенном этапе было почти полностью отменено соответствующее регулирование) количество локальных очистных сооружений в Санкт-Петербурге снизилось в 7 раз, что увеличило не только нагрузку на очистные сооружения в составе ЦСВ, но и создало угрозу экологической безопасности водных объектов, используемых для сброса сточных вод. Кроме того, Рублевская О.Н. отметила, что на сегодняшний день в России практически завершена разработка проектов подзаконных актов, направленных на внедрение обновленного регулирования сферы водоотведения и запуск нормирования воздействия на водные объекты на базе наилучших доступных технологий (НДТ). Инициатива томских законодателей, в случае ее одобрения, создаст правовую основу для обхода всего массива обновленного регулирования, лишив тем самым практического смысла уже проделанную работу по реформированию сферы водоотведения.

Иные участники совещания – представители Минстроя РФ, Минприроды РФ, Российской Ассоциации Водоснабжения и Водоотведения, члены Совета Федерации – в целом согласились с негативной оценкой рассмотренного законопроекта и пришли к выводу о необходимости рекомендовать Государственной Думе РФ приостановить работу над этим документом вплоть до его доработки и приведения в соответствие с идеями, заложенными в недавно вступившими в силу нормативными правовыми актами.

Вернуться назад