ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»
Горячая линия
(812) 305-09-09

ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» обеспечивает питьевой водой 5 млн человек и десятки тысяч предприятий и организаций. Еще одна задача Водоканала – собрать и очистить сточные воды.

С 2013 года на территории очистных сооружений поселка Репино в Курортном районе Санкт-Петербурга проходят реабилитацию ластоногие, попавшие в беду, – серые тюлени и кольчатые нерпы (балтийские и ладожские).

10 октября 2013 года завершен крупнейший экологический проект - строительство Главного канализационного коллектора северной части Санкт-Петербурга

С 28 июня 2011 года Санкт-Петербург полностью выполняет рекомендации Хельсинкской комиссии по защите Балтийского моря

В июне 2009 года с территории петербургского «Водоканала» был вывезен последний баллон с жидким хлором

По данным Роспотребнадзора, за последние 8 лет заболеваемость гепатитом А в Петербурге снизилась в десятки раз

Коллекторы обследуют с помощью «лодки»

10.06.2014

Водоканал приступил к обследованию тоннельных коллекторов с помощью нового мобильного диагностического комплекса. «Лодка» для диагностики состояния тоннелей успешно работает в действующих коллекторах – там, где человеку находиться опасно.

Обследование с помощью мобильного диагностического  комплекса (МДК) предназначено для получения оперативной и достоверной информации о состоянии надводной и подводной частей тоннельных  канализационных коллекторов глубокого заложения. Такие коллекторы являются действующими, располагаются на глубине от 30 м до 80 м, имеют диаметр от 2 м до 5 м. Для того, чтобы исследовать их состояние и выявить возможные дефекты, необходимо применять спецтехнику.

У большинства тоннельных коллекторов нет дублеров, т.е. их нельзя  хотя бы на время вывести из эксплуатации, чтобы провести осмотр и – при необходимости – ремонтные работы.

Поэтому техническое обследование тоннелей обычно осуществляется в ночное время при их минимальном наполнении. Однако гарантировать, что  на просмотренном участке коллекторного тоннеля удастся обнаружить все дефекты, нельзя.

Техническое обследование действующих тоннелей – это сложная и ответственная работа, требующая обследования как надводной, так и подводной части коллектора. Поэтому в настоящее время создан диагностический комплекс, который позволяет увидеть весь рельеф лотка и изучить состояние железобетонной обделки подводной части тоннельного коллектора в то время, как по коллектору транспортируются сточные воды. При этом человек внутрь действующего коллектора  не спускается.

Мобильный диагностический комплекс представляет собой автомобиль, на борту которого имеется диагностический  плавучий комплекс (ДПК)  – по сути, лодка, оборудованная измерительными датчиками и видеокамерой, которая связана тросом-кабелем с наземным оборудованием: кабельным барабаном для намотки  троса и регистрирующей аппаратурой.

Лодка опускается в шахту коллектора и перемещается по тоннелю за счет силы тяжести и гидродинамического сопротивления, который диагностический плавучий комплекс оказывает потоку жидкости. При этом привод барабана обеспечивает размотку кабеля-троса и перемещение ДПК с заданной оператором скоростью. При продвижении вперед по коллектору работающая видеокамера фиксирует  состояние сводов коллектора. Оператор в режиме реального времени получает информацию на установленный в автомобиле монитор.

В состав измерительной части МДК входят датчики, которые обеспечивают ультразвуковое сканирование подводной части; телевизионная камера с функциями приближения и поворота в различных направлениях для осмотра дефектов надводной части под различными углами. Бортовой компьютер комплекса «привязывает» результаты измерений к конкретному положению лодки-понтона в коллекторе, - как в сечении коллектора, так и по его оси.

Наземная часть МДК – это грузовой автомобиль, состоящий из фургона с оборудованием, крано-манипуляторной установки с выносными опорами, крюковой подвеской и насосом ее гидросистемы.

МДК сохраняет работоспособность при температуре окружающей среды от - 25° С до + 35° С; при относительной влажности до 100 % при температуре + 25 ° С; в условиях дождя, снега; ветра со скоростью до 20 м/сек.

Основные задачи системы мониторинга МДК тоннельных канализационных коллекторов - выявление разрушений в едином массиве железобетонных сооружений коллекторов, изучение гидродинамических и физических процессов. На основе проведенной комплексной оценки будут приниматься инженерные решения, связанные с эксплуатацией  тоннельных канализационных коллекторов.

Применение этого диагностического комплекса позволит исключить контакт людей со стоками, выявить разрушения обделки тоннельного коллектора и принять решения по капитальному ремонту.

Разработчиком данного комплекса является ООО «ТЛАД» (Санкт-Петербург).

Сегодня на балансе Водоканала находятся тоннельные коллекторы протяженностью более 250 км и около 1300 сооружений на них. Тоннельные канализационные коллекторы – это сложный подземный комплекс, который оказывает непосредственное влияние на жизнедеятельность города и экологическую безопасность населения. Поэтому за их состоянием специалисты следят очень тщательно, периодически проводя наружный, внутренний технический осмотр шахт, буровых скважин и тоннельных коллекторов.

Посмотреть пресс-релиз

Вернуться назад