Major projects

SUE "Vodokanal of St. Petersburg" is implementing the following major projects:

  • The Neva Untreated Wastewater Discharge Closure Program

This program envisages, among other things, the completion of the extension of the Northern Tunnel Collector, and the modernization of the Northern and Central Wastewater Treatment Plants to comply with new requirements of HELCOM (The Baltic Marine Environment Protection Commission) regarding enhanced removal of nitrogen and phosphorus from wastewater.

The program is financed from the municipal and federal budgets, own funds of SUE “Vodokanal of St. Petersburg” and raised extra-budgetary funds.

The project of the construction of the Northern Tunnel Collector was approved in 1989 by the order of the Council of Ministers of RSFSR. The city's demand for a new, 12 km long section of the Tunnel Collector was dictated by the need for transportation of wastewater from residential houses and industries of Primorsky, Kalininsky, Krasnogvardeisky, partially Nevsky and Central districts to the Northern WWTP in Olgino. Originally, the NTC extension construction was planned for ten years. However, from 1993 to 2000 the construction was suspended due to the lack of financing. In 2001, allocation of funds from the St. Petersburg budget began aiming to maintain the construction works, but those funds were not enough for the planned large-scale works. In 2005, a new stage of the collector construction began. The first line of the NTC extension was put into operation in autumn 2008. It enabled us to channel direct wastewater discharges in the amount of 90,000 cubic meters per day to the sewage system and reach the level of 88% of wastewater treatment. Further connection of direct wastewater discharges to the NTC allowed to reach the level of 91% wastewater treatment by the end of 2009, 93% - by the end of 2010, 94% - by autumn 2011, 97% - by December 2012, 98,4% - since October 2013, 98,5% - since April 2015.

The extension of the NTC is a system of very complex engineering facilities: two lines of main tunnels with length of 12.2 km each and external diameter of 4 m each laid at a depth of 40-90 m; dozens of inlet and distribution chambers; many kilometers of connecting micro-tunnels. Besides, the NTC includes a unique facility – wastewater pumping station; it is a high-capacity pumping facility which regulates velocity of the wastewater stream through the collector to prevent silting.

The completion of the direct wastewater discharges closure in the NTC service area has ensured treatment of 98.4% of wastewater since October 10, 2013.

After that Vodokanal will have to eliminate direct wastewater discharge in the area of the Okhta River and the Karpovka River. Our company plans also to reconstruct wastewater treatment plants in the town of Kolpino and Pontonny settlement.

In December 2014, Vodokanal of St. Petersburg closed nine direct discharges of the Petrovsky Stadium which were the source of thousands cubic meters of untreated wastewater per day coming to the Neva River.

Direct wastewater discharges along Petrogradskaya Embankment were closed in the end of 2014, along Admiralteiskaya Embankment and the Fontanka River Embankment  – in 2015.

The important stage of the Neva Untreated Wastewater Discharge Closure Program – the construction of the sewage collector along the part of Admiralteiskaya Embankment from Dvortsovy Proezd to the Senatskaya Square was completed in April 2015. It made it possible to close six untreated wastewater discharges, equivalent to approx. 1000 m3/day, into the Neva. Alongside with the completion of works at the Senatskaya Square, construction of the sewage network at the Repina Square was started. New sewage network enabled to close the direct discharge to the Fontanka River in Lotsmanskaya Street and to channel wastewater for treatment to the Central Wastewater Treatment Plant.

Today, 98.5% of wastewater undergoes treatment in St. Petersburg

  • Modernization of the city water treatment plants

In 2010, the construction of a new 350,000 m3/day water treatment block K-6 was completed at the Southern WTP. In early 2011, the supply of water from the new block to the customers began.

The distinctive features of the technological solution used in the design and construction of K-6 block are as follows:

  • preliminary ozonization of water with small ozone doses to ensure surface oxidation of humic compounds and improvement of their further coagulation,
  • precipitation of the coagulated water in the lamellar clarifier for more effective removal of suspended solids compared to traditional sedimentation tanks,
  • filtration of water on dual-bed filters with granular activated carbon and quartz sand for better removal of dissolved organic matter, including oil products.

The flush water produced at K-6 Block is treated with the release of sludge, which is disposed separately to prevent the Neva water contamination.

All water treated at K6 Block is disinfected with sodium hypochlorite and ammonium sulfate, then by UV-radiation.

In the coming years, new water treatment blocks will be built at the Northern Water Treatment Plant (800,000 cubic meters per day) and at the Main Water Treatment Plant (500,000 cubic meters per day).

  • Creation of water supply management system

St. Petersburg is the Russia's first city to develop an innovative water supply management system. With such system, parameters of water supplied to the network can be adjusted automatically, and water consumption data can be received online.

In 2010, the results of a pilot project of creating such a system within the area of Uritskaya pumping station - the territory with the population of about 140,000 people - were summarized.

Under this project, the modernization of 12 pumping stations was carried out and the existing pumping equipment was replaced with energy-efficient equipment. Modern network equipment (automated air valves, shock-proof valves) was installed. "Control points" were determined and on the basis of their readings the output pressure is automatically adjusted. Water quality monitoring devices were installed in the networks. Advanced high-precision water meters with online data transfer capability were installed in the networks and on the consumer side.

The water supply management system project in the Uritskaya area showed good results. The energy consumption reduced by almost 43 per cent. The unaccounted-for water reduced by 39 per cent. The number of network breakdowns reduced by 32 per cent.

Now, the water supply management system is being established in the Southern zone of St. Petersburg - with the population of about 1.5 million people. In the future, the system will be extended throughout the whole city.

  • Improvement of sewage sludge treatment and disposal technologies

Today, all the sludge produced by wastewater treatment is burnt at three sludge incineration plants. However, in the previous years (before the incinerators were constructed) sludge was disposed to special landfills. For instance, the area of Severny landfill in Novoselki is about 83 ha.

To eliminate a negative impact of sewage sludge landfills on the environment, a landfill reclamation project was designed on the basis of Geotube technology.

With this technology, special geotubes (filtration geotextile containers) are used where sludge is treated with chemicals. As a result, sludge is disinfected, dewatered and stabilized; odor is removed too. A harmless, odor-free substance is produced, which can be used for preparation of artificial soils.

In 2010, Vodokanal began the reclamation works at Severny landfill. It is expected to process all sewage sludge accumulated in the landfill by 2017.

ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»
Горячая линия
(812) 305-09-09
ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» обеспечивает питьевой водой 5 млн человек и десятки тысяч предприятий и организаций. Еще одна задача Водоканала – собрать и очистить сточные воды.
С 2013 года на территории очистных сооружений поселка Репино в Курортном районе Санкт-Петербурга проходят реабилитацию ластоногие, попавшие в беду, – серые тюлени и кольчатые нерпы (балтийские и ладожские).

Главные проекты

Среди главных проектов, реализуемых ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»:

Программа "Прекращение сброса неочищенных сточных вод в водоемы Санкт-Петербурга"

Эта программа предусматривает, в частности, завершение строительства продолжения Главного канализационного коллектора северной части города, а также – модернизацию Северной и Центральной станции аэрации для выполнения новых требований ХЕЛКОМа (Хельсинкской комиссии по защите Балтийского моря) по глубокому удалению из сточных вод азота и фосфора.

Финансирование программы осуществляется за счет городского и федерального бюджетов, собственных средств ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», а также привлеченных внебюджетных средств.

Проект строительства продолжения Главного канализационного коллектора северной части города был утвержден еще в 1989 году распоряжением Совмина РСФСР. Потребность города в новом участке Главного коллектора длиной 12 км была продиктована необходимостью транспортировки сточных вод жилых домов и промышленных предприятий Приморского, Выборгского, Калининского, Красногвардейского, части Невского и Центрального районов на очистные сооружения Северной станции аэрации в пос. Ольгино. Первоначально строительство продолжения Главного коллектора было рассчитано на десять лет. Однако с 1993 по 2000 год стройка была законсервирована из-за отсутствия финансирования. В 2001 году началось выделение средств из бюджета Санкт-Петербурга для поддержания стройки в рабочем состоянии, но их было недостаточно для запланированных масштабных работ. В 2005 году начался новый этап в строительстве коллектора. Первая очередь продолжения Главного канализационного коллектора была пущена осенью 2008 года. Это позволило переключить в систему канализации прямые выпуски объемом 90 тысяч кубометров в сутки и вывести очистку сточных вод в Санкт-Петербурге на уровень в 88%. Последующее переключение прямых выпусков на Главный канализационный коллектор дало возможность в конце 2009 года обеспечить очистку уже 91% сточных вод, в конце 2010 года – 93%, осенью 2011 года – 94%, а в декабре 2012-го – 97%, с октября 2013-го - 98,4%, с апреля 2015 года - 98,5%.

Продолжение Главного коллектора – это комплекс сложнейших инженерных сооружений: две нитки основных тоннелей длиной 12,2 км и внешним диаметром 4 м каждая, проложенные на глубине 40 – 90 м; десятки приемных и приемно-распределительных шахт; километры соединительных микротоннелей. Также в состав коллектора входит уникальный объект – Узел регулирования стоков: это мощная насосная станция, позволяющая регулировать скорости проходящих через коллектор сточных вод, тем самым предотвращая заиливание тоннелей.

В результате завершения строительства Главного канализационного коллектора северной части Санкт-Петербурга, с 10 октября 2013 года в Санкт-Петербурге проходит очистку 98,4 процентов стоков.

Теперь Водоканалу предстоит ликвидировать прямые выпуски сточных вод в районе рек Охты и Карповки. Также запланирована реконструкция канализационных очистных сооружений в городе Колпино и поселке Понтонный.

В декабре 2014 года петербургский Водоканал закрыл девять прямых выпусков сточных вод стадиона «Петровский», по которым раньше в Неву без очистки попадали около тысячи кубометров неочищенных сточных вод в сутки. Также в конце 2014 года были ликвидированы прямые выпуски сточных вод по Петроградской набережной, в 2015 году - по Адмиралтейской набережной и набережной реки Фонтанки.

В апреле 2015 года был завершен важный этап программы прекращения сброса неочищенных сточных вод - строительство канализационного коллектора на участке Адмиралтейской набережной от Дворцового проезда до Сенатской площади. Это позволило закрыть шесть прямых выпусков сточных вод в Неву общим объемом около тысячи кубометров в сутки. Одновременно с завершением работ на Сенатской площади, начались работы по строительству канализационной сети на площади Репина. Новые канализационные сети позволили закрыть прямой выпуск сточных вод в Фонтанку на Лоцманской улице и отправлять сточные воды на очистку на Центральную станцию аэрации.

Сегодня в Петербурге очищается  98,5 % сточных вод.

Строительство наземного павильона узла регулирования стоков

Создание системы управления комплексом водоснабжения


Модернизация водопроводных станций города

В 2010 году было завершено строительство нового блока К-6 на Южной водопроводной станции производительностью 350 тысяч кубометров в сутки. В начале 2011 года вода с нового блока начала поступать городским потребителям.

Отличительными особенностями технологического решения, использованного при проектировании и строительстве блока К-6, являются:

  • предварительное озонирование воды малыми дозами озона, обеспечивающее поверхностное окисление гуминовых соединений и улучшение последующей их коагуляции,
  •  отстаивание воды после коагуляции в тонкослойном пластинчатом отстойнике-осветлителе, обеспечивающем более эффективное удаление взвешенных веществ по сравнению с традиционными отстойниками,
  •  фильтрация воды на двухслойных фильтрах, загруженных гранулированным активированным углем и кварцевым песком, обеспечивающая дополнительное удаление растворенных органических соединений, в том числе нефтепродуктов.

Промывные воды, получаемые на блоке К-6, обрабатываются с выделением осадка, который отдельно утилизируется, что предотвращает загрязнение невской воды.

Вся очищенная на блоке вода обеззараживается с использованием гипохлорита натрия и сульфата аммония, а также проходит дополнительное обеззараживание ультрафиолетовым излучением.

В ближайшие годы также будут построены новые блоки на Северной водопроводной станции (производительностью 800 тысяч кубометров в сутки) и Главной водопроводной станции (производительностью 500 тысяч кубометров в сутки).


Создание системы управления комплексом водоснабжения

Инновационную систему управления водоснабжением Санкт-Петербург создает первым из российских городов. Это позволит автоматически корректировать параметры подаваемой воды и в режиме реального времени получать данные об объемах водопотребления.

В 2010 году были подведены итоги реализации пилотного проекта по созданию такой системы в зоне Урицкой насосной станции – на территории с населением около 140 тысяч человек.

В рамках этого проекта проведена модернизация 12 насосных станций с заменой насосного оборудования на энергоэффективное. Было установлено современное сетевое оборудование – автоматические воздушные клапаны, противоударные клапаны; определены «диктующие точки», на основании показаний которых автоматически регулируется выходное давление. На сетях появились приборы контроля качества воды. Также на сетях и у абонентов установлены современные высокоточные счетчики воды с аппаратурой передачи показаний в режиме реального времени.

Реализация проекта создания системы управления водоснабжением в Урицкой зоне позволила добиться хороших результатов. Энергопотребление сократилось почти на 43 процента. Неучтенные потери воды уменьшились на 39 процентов. Количество повреждений на сетях снизилось на 32 процента.

Сейчас система управления водоснабжением создается в масштабах Южной зоны Петербурга – с населением около 1,5 млн человек. В дальнейшем она будет распространена на весь город.


Совершенствование методов обработки и утилизации осадка сточных вод

Сегодня весь осадок, образующийся при очистке сточных вод, утилизируется на трех заводах по сжиганию осадка. Однако в предыдущие годы (до появления заводов) осадок вывозился на специальные полигоны. В частности, полигон «Северный», расположенный в Новоселках, занимает около 83 га.

Для ликвидации негативного воздействия полигонов для хранения осадка сточных вод на окружающую среду разработан проект по переработке осадка с использованием технологии Geotube.

Данная технология предполагает использование специальных геотуб (фильтрующих геотекстильных контейнеров), где осадок подвергается обработке химическими реагентами. В результате осадок обеззараживается, обезвоживается, стабилизируется; также происходит удаление запаха. Образуется безопасная, не имеющая запаха субстанция, которая может использоваться для приготовления техногрунтов.

В 2010 году Водоканал приступил к обработке осадка на полигоне «Северный». Полностью переработать складированный на полигоне осадок сточных вод предполагается до 2017 года.