Challenging projects

Closure of untreated wastewater discharges

As a result of the Northern Tunnel Collector project, 98.4 % of wastewater has been treated in St. Petersburg since 10 October 2013.

In December 2014, Vodokanal of St. Petersburg closed nine direct discharges of the Petrovsky Stadium which were the source of thousands cubic meters of untreated wastewater per day coming to the Neva River. This wastewater is currently transported to the Northern Wastewater Treatment Plant.

Direct wastewater discharges along Petrogradskaya Embankment were closed in the end of 2014, along Admiralteiskaya Embankment – in 2015. Today, 98.5% of wastewater undergoes treatment in St. Petersburg.

In 2016, within phased termination of the untreated wastewater discharge:

  • 15 direct wastewater discharges with a total volume of 366 m3/day were eliminated, thus ceasing discharge of untreated wastewater into the following water bodies: Bolshaya Neva, Srednyaya Nevka, Malaya Nevka, Neva Bay, Okhta, Chukhonka, Chernaya Rechka.
  • Continued construction of the Okhtinsky collector 1st stage for elimination of untreated wastewater discharge to the Okhta river basin.
  • Continued construction works on the reconstruction of storm water sewerage at the Murinsky Park territory. The project will result in switching of 7 storm water discharges to the wastewater collector and its treatment at the Northern Wastewater Treatment Plant.

In 2016, the micro-tunnel along Lunacharsky Prospekt (1,783 m long and 1200 mm in diameter) driving was performed, and shafts and chambers technical equipment is currently being performed. Works along the Severnyy Prospekt began: 136 m with diameter of 1200 mm were drilled.

  •  Design of the sewerage network for the switchover of the combined discharge in the Metallostroy settlement has been completed, the measure implementation will enable elimination of untreated wastewater discharge to the Slavyanka River.
  • Design of the sewerage networks and collectors for the untreated discharges switching is performed: two discharges in Lomonosov into the Neva Bay and the Karasta River, three discharges into the Okkerville River.

In the next few years the untreated wastewater discharges along Karpovka River Embankment will be closed. Okhta tunnel collector will be constructed to stop untreated wastewater discharge into the Okhta River.


Reconstruction of the wastewater treatment plants

Vodokanal is reconstructing the Central WWTP and the Northern WWTP in order to increase wastewater treatment efficiency and stabilize nutrients removal process.

In next years, comprehensive rehabilitation of Kolpino WWTP and Pontonny WWTP as well as modernization of Zelenogorsk WWTP will be implemented.

Construction of new wastewater treatment plant in Molodezhnoe is underway. New technology for wastewater treatment using membrane bioreactors will be applied at the plant for the first time in St.Petersburg. The project of new WWTP in Molodezhnoe comprises construction of main pumping station, treatment facilities (including mechanical and biological treatment), sludge treatment facilities, chemicals facilities and gas treatment facilities. The new WWTP capacity will be 2.500 cubic meters per day and will ensure treatment of wastewater from three villages - Molodezhnoe, Serovo and Smolyachkovo.


Recycling of wastewater sludge stored at the landfills

Before construction of the sludge incineration plants, wastewater sludge had been stored at the landfilling areas. A geotube method of wastewater sludge treatment and recycling is used by Vodokanal for landfill reclamation. Sludge is fed into the geo-tubes (containers made of polymer filter cloth) after being treated with special chemicals. The method presupposes static dewatering – filtration of sludge liquid phase through the walls of geo-tubes located on specially arranged drainage area. The result of such treatment is the production of a harmful substrate which is odor free and may be used for manufacturing fertilizers or technogenic soil.


Improvement of the sewerage system reliability

Ring tunnels and backup collectors are planned to be constructed together with the reconstruction of the existing tunnel sectors in order to improve the reliability of the tunnel sewerage system.

In particular, construction of the 2nd line of the backup collector from Vernosti Street to the Murinsky Ruchey near the Muzhestva Square, reconstruction of the tunnel sewer along Rizhsky Prospect and tunnel sewer along Shosse Revolyutsii was completed.

The following works are under implementation:

  • construction of the ring tunnel along Basseynaya Street,
  • construction of the ring tunnels along the Fontanka River Embankment,
  • construction of the ring tunnel collector along Petrogradskaya Storona.

Wastewater disposal system reliability improvement

Construction and reconstruction of networks and collectors for direct discharges switchover will continue in the upcoming years in order to reduce negative impact on the city's water bodies:

Reconstruction of storm water sewerage at the Murinsky Park territory. The project implementation will improve environmental situation in the Murinsky stream and Okhta River basins. Seven most problematic storm water discharges are switched to the wastewater disposal system for further treatment at the Northern Wastewater Treatment Plant. Works will be completed in 2017.

  • Construction of the Okhta wastewater collector.
  • Construction of wastewater transportation system from Reshetnikovo and Krasavitsa settlements to Zelenogorsk.
  • Switching of direct discharges of Petrogradskiy district, 15 discharges along the Karpovka River embankment.
  • Reconstruction of transportation system from Martyshkino pumping station to the Petrodvorets WWTP, which will enable switching to the system of currently directly discharged Lomonosov combined sewage.

Construction and reconstruction of networks and collectors  will continue  in order to improve reliability of wastewater disposal and environmental safety systems:

  •  Construction of ring collector along Baseynaya Street. The project implementation will ensure the wastewater disposal reliability of Moscovskiy and Frunzenskiy districts of St.Petersburg. There will be a technical possibility of inspection and repair of collectors along Blagodatnaya and Krasnoputilovskaya streets.
  • Construction of a pipe-bridge from the shaft 1/27 of the tunnel collector at Obukhovsky Prospekt 33 to the main collector shaft.
  • Reconstruction of tunnel collector sections on the Kryukov channel embankment and the Moyka River embankment.
  • Reconstruction of the feed collector to the Zelenogorsk WWTP.
  • Design of the construction of the Vyborgskiy tunnel collector backup 3rd stage in the Muzhestva Square area.

Design and construction of wastewater systems in settlements is carried out in order to provide access to the centralized wastewater disposal services. The construction of networks will commence in Gorelovo of Krasnoselskiy district (1st stage), Lysiy Nos of Primorskiy district, Toriki of Krasnoselskiy district, Novoselki of Pushkinskiy district of St.Petersburg. Design will be completed and construction will begin in Gorelovo of Krasnoselskiy district (2nd stage), Petro-Slavyanka, Pontonnyy and Sapernyy of Kolpinskiy district, Pavlovsk of Pushkinskiy district, Kronstadtskaya Koloniya of Petrodvortsovyy district of St. Petersburg.

ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»
Горячая линия
(812) 305-09-09

ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» обеспечивает питьевой водой 5,2 млн человек и десятки тысяч предприятий и организаций. Еще одна задача Водоканала – собрать и очистить сточные воды.

С 2013 года на территории очистных сооружений поселка Репино в Курортном районе Санкт-Петербурга проходят реабилитацию ластоногие, попавшие в беду, – серые тюлени и кольчатые нерпы (балтийские и ладожские).

10 октября 2013 года завершен крупнейший экологический проект - строительство Главного канализационного коллектора северной части Санкт-Петербурга

С 28 июня 2011 года Санкт-Петербург полностью выполняет рекомендации Хельсинкской комиссии по защите Балтийского моря

В июне 2009 года с территории петербургского «Водоканала» был вывезен последний баллон с жидким хлором

По данным Роспотребнадзора, за последние 8 лет заболеваемость гепатитом А в Петербурге снизилась в десятки раз

Перспективные проекты

Прекращение сброса неочищенных сточных вод (переключение прямых выпусков сточных вод)

В результате завершения строительства Главного канализационного коллектора северной части Санкт-Петербурга, с 10 октября 2013 года в Санкт-Петербурге стали проходить очистку 98,4 % всех сточных вод.

В декабре 2014 года петербургский Водоканал закрыл девять прямых выпусков сточных вод стадиона «Петровский», по которым раньше в Неву без очистки попадали около тысячи кубометров неочищенных сточных вод в сутки. Сейчас эти стоки транспортируются на Северную станцию аэрации.

В конце 2014 года были ликвидированы прямые выпуски сточных вод по Петроградской набережной, в 2015 году - по Адмиралтейской набережной.

В рамках поэтапного прекращения сброса неочищенных сточных вод в 2016 году:

  • переключены  15 выпусков  сточных вод общим объемом 366   куб.м/сутки, и прекращен  сброс неочищенных сточных вод в следующие водные объекты: Большая Нева, Средняя Невка, Малая Невка, Невская губа, Охта (1 выпуск по пр.Шаумяна),  Чухонка, Черная речка.
  • продолжается  строительство 1 этапа Охтинского коллектора для прекращения сброса неочищенных сточных вод в бассейне р. Охта.
  • продолжаются строительные работы по реконструкции  дождевой канализации  на территории Муринского парка. Результатом реализации  проекта  будет переключение  7 дождевых выпусков  на канализационный коллектор  и далее на Северную станцию аэрации. 

В 2016 году выполнена проходка микротоннеля по пр. Луначарского (1783 м  диаметром 1200 мм), выполняются работы по техоснащению шахт и камер. Начаты  работы вдоль Северного проспекта: выполнена проходка 136 м диаметром 1200 мм.

  • Выполнено  проектирование   канализационной сети для переключения общесплавного выпуска пос.Металлострой, реализация мероприятия  позволит прекратить сброс неочищенных сточных вод в р.Славянку.
  • Выполняется проектирование  канализационных сетей и коллекторов для переключения выпусков без очистки: двух выпусков в городе Ломоносове в Невскую губу и  р. Карасту,  трех выпусков  в р. Оккервиль.

На сегодняшний день в городе проходят очистку уже 98,5% сточных вод

В последующие несколько лет будут проведены работы на набережной реки Карповки; также будет построен Охтинский тоннельный канализационный коллектор, что позволит прекратить поступление неочищенных сточных вод в реку Охту.


Реконструкция канализационных очистных сооружений

Водоканал проводит реконструкцию Центральной и Северной станций аэрации, направленную на повышение эффективности очистки и стабилизации процесса удаления биогенных элементов.

В ближайшие годы будет осуществлена комплексная реконструкция канализационных очистных сооружений г.Колпино и пос. Понтонный, а также модернизация сооружений г.Зеленогорска.

Ведется строительство новых канализационных очистных сооружений в поселке Молодежное. На сооружениях впервые в Петербурге будет применена новая технология очистки стоков с применением мембранных биореакторов. Проект новых КОС в пос. Молодежное предусматривает строительство  главной насосной станции, блока очистных сооружений (включая механическую и биологическую очистку), сооружений обработки осадка, реагентного хозяйства и сооружений газоочистки. Производительность новых КОС составит 2500 кубометров в сутки и обеспечит очистку стоков трех поселков – Молодежное, Серово и Смолячково.


Переработка осадка сточных вод на полигонах

До запуска заводов по сжиганию осадка сточных вод этот осадок вывозился на специальные полигоны. Водоканал проводит работу по обработке и утилизации складированного на полигонах осадка методом геотубирования. Перед подачей осадка в геотубы (контейнеры из полимерной фильтрующей ткани) осадок обрабатывается специальными реагентами. Суть метода – в фильтрации жидкой фазы осадка через стенки геотуб, расположенных на специально подготовленных дренажных площадках. В результате такой обработки образуется безопасный субстрат, который не имеет запаха и который можно использовать для производства техногрунта.


Повышение надежности системы канализации

В целях снижения негативного воздействия на водные объекты города в ближайшие годы будут продолжены работы по строительству и реконструкции сетей и коллекторов для переключения прямых выпусков:

  • Реконструкция дождевой канализации на территории Муринского парка. Реализация проекта позволит  улучшить экологическую  обстановку в бассейнах Муринского ручья и р. Охты. В систему водоотведения переключаются 7 наиболее проблемных дождевых выпусков для дальнейшей очистки стоков на Северной станции аэрации. Работы будут завершены в 2017 году.
  • Строительство Охтинского канализационного коллектора.
  • Строительство системы транспортировки сточных вод от пос. Решетниково и пос. Красавица до г. Зеленогорска.
  • Переключение прямых выпусков Петроградского района, 15 выпусков наб. реки Карповки.
  • Реконструкция системы транспортировки от КНС « Мартышкино» до КОС г. Петродворца, которая позволит переключить в систему канализации общесплавные стоки г. Ломоносова, сбрасываемые  в настоящее время через прямой выпуск.

В целях повышения надежности систем водоотведения и экологической безопасности будут продолжены работы по строительству и реконструкции сетей и коллекторов:

  • Строительство кольцующего коллектора по ул. Бассейной. Реализация проекта обеспечит надежность водоотведения Московского и Фрунзенского районов Санкт-Петербурга. Появится техническая возможность обследования и проведение ремонта коллекторов по Благодатной ул. и Краснопутиловской ул.
  • Строительство перемычки от шахты 1/27 тоннельного коллектора по адресу Обуховский пр. 33  до шахты главного коллектора.
  • Реконструкция участков тоннельных канализационных коллекторов по наб. Крюкова канала и по наб. р. Мойки.
  • Реконструкция подводящего коллектора к КОС г. Зеленогорска.
  • Проектирование строительства 3 очереди дублера Выборгского тоннельного канализационного коллектора в районе площади Мужества.

С целью обеспечения доступа к услугам централизованного водоотведения выполняется проектирование и строительство систем водоотведения в поселках. Будет начато строительство сетей в Горелово Красносельского района (1 этап), пос. Лисий Нос Приморского района, Торики Красносельского района, Новоселки Пушкинского района Санкт-Петербурга. Завершится проектирование и будет начато строительство в Горелово Красносельского района (2 этап), поселках Петро-Славянка, Понтонный и Саперный Колпинского района, г. Павловск Пушкинского района, Кронштадтской колонии Петродворцового района Санкт-Петербурга.